Выкса, Черноголовка, Сургут, Казань, Орел - многие российские города пытаются найти свой новый образ и вырваться из монотонного существования.
Новые городские фишки дают и новые возможности для реализации творческих идей горожан, особенно молодежи. Эксперты считают, что это может изменить жизнь таких территорий к лучшему.
Пример такого меняющегося города - Выкса, в которую уже седьмой раз приходит фестиваль «Арт-Овраг». Урбанист Святослав Мурунов, эксперт по изменению городской среды, руководитель Центра прикладной урбанистики в Сколкове, занимался исследованиями и брендингом Казани, Сочи, Саратова, Саранска, Орла, Калуги. Сейчас он со своими коллегами меняет Выксу и его жителей.
«Москва съедает регионы двумя способами, - переживает эксперт. - Или люди из регионов уезжают в столицу, или столица привносит на местные территории свой устав, но это ошибка. Не надо ничего навязывать, местной власти, бизнесу и интеллигенции надо искать идеи здесь, на месте, и дать им свободу расти».
Как замечает специалист, сложнее всего меняться моногородам: когда-то жизнь в них была привязана к градообразующему предприятию. Теперь они закрываются либо людям просто уже не хватает импульса для новой интересной жизни - тогда они просто уезжают.
Градообразующее предприятие Выксы - металлургический завод. Заводчане делают трубы, колеса для железнодорожных вагонов и льют сталь. Но чем можно заинтересовать жителей подобных городов кроме работы, дающей им хлеб?
«Допустим, ваша бабушка готовила прекрасный пирог, все его помнят, и рецепт этот передается из поколения в поколение. Вот в рамках вашей семьи этот рецепт пирога - культурный код. А для Выксы «Арт-Овраг» уже стал культурным кодом. Это нематериальная ценность. И такими кодами для города становятся его арт-объекты и новая занятость жителей», - объясняет Свят Мурунов, замечая, что Выкса может стать примером изменений для других городов.
...Мы сидим в импровизированном сарае: в этом году арт-фестиваль проходит на городской площади как раз в таких сколоченных прямо здесь постройках.
«Мы увидели, что для выксунцев сарай - это некий наполненный смыслом объект, пространство, - говорит Свят Мурунов. - Они называют его «сарайка». Это тоже культурный код. В сарайке встречаются родственники, проходят праздники или там веломастерская, допустим...»
И вспоминается гараж Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника» - место, где можно было собраться с друзьями или посидеть в одиночестве со своими мыслями, или поиграть на гитаре, или перебирать старые вещи, предаваясь ностальгии...
«Это продолжение той самой крестьянской площадки, подворья, которое сжалось до размеров сарайки», - отмечает собеседник.
Урбанисты обнаружили, что творчество горожан часто сосредотачивается именно здесь - в местных дворах. Тут люди чувствуют себя хозяевами, и им хочется менять жизнь вокруг себя. И надо вытаскивать активистов дворовых территорий с их незаурядными идеями и распространять эти идеи на весь город.
Жителям Выксы предложили собрать фотографии из семейных архивов и нарисовать планы-эскизы своих дворов. Так здесь придумали «Паспорт двора». Каждый двор сможет получить заказ на проектирование и благоустройство.
Выкса постепенно стала музеем под открытым небом: на стенах домов - уникальные огромные граффити. Ценители искусства специально приезжают в Выксу изучать это городское искусство.
Здесь же теперь есть и самое большое граффити в мире: стену Выксунского металлургического завода площадью 10 тыс. кв. метров украсила работа уличного художника из Москвы Миши Most’а. Эта художественная настенная роспись занесена в Книгу рекордов России и Европы.
В Выксе сейчас насчитывается более 80 арт-объектов. Самые известные - деревянный единорог с герба братьев Баташевых, бывших владельцев здешнего завода, который в этом году отмечает 260-летие.
Единорог, символ Выксы, - работа известного венгерского скульптора Габора Миклоша. Его Сокол с размахом крыльев в 20 метров украсил стадион Mercedes-Benz Stadium в США, а его Орел стоит у стадиона «Ференцварош» в Будапеште. По всему городу разбросаны более 40 граффити известных и не очень уличных художников из России и стран Европы.
Кстати, более 100 лет назад инженер Шухов построил в Выксе гиперболическую башню - прообраз московской на Шаболовке.
Город должен себя распаковать и вкусно подать, говорит эксперт. «Например, мы предлагаем местным жителям делать лавочки для города своими руками, а они не понимают, зачем, когда есть власти и бюджет. Мощнейшая инерция, которая формировалась десятилетиями», - сетует Свят Мурунов.
Так что фестиваль «Арт-Овраг» - это фактически арт-терапия для города. И постепенно, наблюдает урбанист, отношение горожан к своим территориям меняется. К примеру, в Сургуте местные жители тоже сначала не горели желанием менять городское пространство своими руками. Пока не осознали: это их город, они здесь хозяева! Потребительское отношение к городскому пространству начало исчезать.
Кстати, с 2013 года, за время проведения в Выксе фестиваля, здесь уменьшилось количество преступлений среди несовершеннолетних, замечает глава Выксы Владимир Кочетков: «Это, конечно, длительный эффект. Это постепенная ломка стереотипов, изменение нравственных устоев».
«Мы хотим, чтобы это был не просто город-завод. Не увеличивая плотности населения, расширить активность, возможности для жителей, дать им новые цели», - поясняет организатор фестиваля Юлия Бычкова.
А вот что рассказал «Миру Новостей» о подобной стратегии Олег Егоров, глава заксобрания подмосковного города Черноголовки: «Наш город довольно маленький и закрытый. Это наукоград. Население пожилое. Но мы хотим изменить городскую среду. Три года назад я случайно оказался в Выксе и был поражен происходящими здесь переменами и теми предложениями, которые вносит современное искусство в жизнь города, особенно граффити. Теперь я специально приехал на «Арт-Овраг», чтобы поучиться опыту Выксы».
У Черноголовки уже есть бренд - бутилированная вода, которую здесь производят. Но этого мало. «В 90-е годы науку затмила водка, и мне, как выходцу из научной семьи, это было обидно, - продолжает Олег Егоров. - Недавно мы в городе поставили самый большой в России памятник ученым - академику Н.Н. Семенову и Ф.И. Дубовицкому. Вроде бы можно было поставить на этом точку. Но мы считаем, что этого мало».
Молодежь таких маленьких городов, замечает Егоров, часто считает свой город болотом и хочет оттуда уехать: «А когда рядом есть такой большой пылесос, как Москва, то эта опасность возрастает».